Образовательный трек

«Фенилкетонурия»

Освоив курс из 12 подробных занятий, вы узнаете самую актуальную и современную информацию по проблеме фенилкетонурии. Разберетесь с возможностями молекулярно-генетических технологий в диагностике, а также познакомитесь со способами профилактики заболевания.

О треке

Образовательный трек посвящен одной из наиболее актуальных нозологий из группы энзимопатий — фенилкетонурии.

В нем представлена информация о молекулярно-генетических полиморфизмах, ассоциированных с фенилкетонурией, характере их наследования, а также возможностях молекулярно-генетических технологий в диагностике данной патологии. Кроме того, в отдельных видеолекциях рассмотрены принципы и ход проведения ведущих методов молекулярной диагностики — полимеразной цепной реакции и секвенирования, предложения по определению генетических полиморфизмов, имеющиеся в данный момент на российском рынке, и многое другое.

Целью трека являются: предоставление современной медицинской информации по фенилкетонурии, теоретическое освоение методов диагностики, лечения и профилактики фенилкетонурии, проверка собственных знаний и получение сертификта/удостоверения.

Для кого этот трек

Образовательный трек будет интересен в первую очередь врачам-генетикам, неонатологам и педиатрам, терапевтам и врачам общей практики, врачам клинической лабораторной диагностики, а также другим специалистам, интересующимся проблемой фенилкетонурии.

Содержание трека

Модуль 1. «Молекулярно-генетические полиморфизмы, ассоциированные с фенилкетонурией»

Аннотация

В модуле рассматриваются молекулярно-генетические причины, приводящие к развитию фенилкетонурии, в том числе атипичных форм заболевания. В большинстве случаев фенилкетонурии ассоциировано с полиморфизмами гена PAH (phenylalanine hydrolase). До 1 % случаев фенилкетонурии представлено атипичными формами, связанными с мутациями в других генах, отвечающих за кодирование ферментов, обеспечивающих синтез кофактора фенилаланингидроксилазы – тетрагидробиоптерина (BH4). Обсуждаются частоты заболевания в мире и России, а также частоты встречаемости молекулярно-генетических полиморфизмов, ассоциированных с заболеванием.

Модуль 2. «Молекулярная диагностика фенилкетонурии: возможности и ограничения»

Аннотация

В модуле обсуждается схема молекулярно-генетической диагностики фенилкетонурии. Рассматриваются методы диагностики заболевания – ПЦР, секвенирование по Сэнгеру и высокопроизводительное секвенирование – их значение в клинической практике и медико-генетическом консультировании, их возможности и ограничения.

Модуль 3. «Принципы ПЦР–анализа»

Аннотация

Модуль содержит современные сведения о высокотехнологичном молекулярно-генетическом методе – полимеразной цепной реакции и его значении в клинической практике. В лекции представлены основные понятия, используемые в ПЦР, подробно рассказано о принципе метода, основных его этапах: пробоподготовке, амплификации, детекции. Дана информация о дополнительной стадии для РНК-содержащих вирусов – обратной транскрипции, а также о возможностях количественного анализа в ПЦР.

Модуль 4. «Секвенирование ДНК»

Аннотация

Модуль представляет собой краткий обзор современных методов секвенирования ДНК – секвенирование по Сэнгеру, высокопроизводительное (или NGS) секвенирование. Дается краткая характеристика методов, обсуждаются их возможности, ограничения и области применения.

Модуль 5. «Фенотипические проявления фенилкетонурии на молекулярном уровне»

Аннотация

Модуль раскрывает механизмы реализации генетических нарушений на этапе обмена фенилаланина и тирозина. Даётся представление о судьбе фенилаланина в физиологических условиях и в условиях блока ферментативной реакции, контролируемой фенилаланингидроксилазой. Рассматриваются основные и минорные пути превращения фенилаланина и их отклонения. Раскрываются возможные варианты воплощения метаболических особенностей в клинические проявления заболевания.

Модуль 6. «Биохимическая диагностика фенилкетонурии»

Аннотация

Данный модуль посвящен современной диагностике орфанного заболевания фенилкетонурии. Включает в себя биохимический скрининг новорожденных на наличие гиперфенилаланинемии. Освещаются особенности преаналитического этапа диагностики фенилкетонурии: подготовка пациента к взятию крови, сам процесс взятия пробы, правила хранения и транспортировки биологического материала. На каком анализаторе проводится исследование, а также доступный вариант скрининга. Оценка полученных результатов.

Модуль 7. «Диагностика фенилкетонурии»

Аннотация

В модуле рассматривается алгоритм диагностики фенилкетонурии на современном этапе. Все формы гиперфенилаланинемии диагностируются в первые недели жизни благодаря государственной программе неонатального скрининга. У новорожденного в родильном доме берется кровь из пятки, тест-бланки отправляются в медико-генетический центр, где проводится биохимический анализ на уровень фенилаланина. Концентрация фенилаланина, превышающая 2 мг/дл, свидетельствует о наличии гиперфенилаланинемии, а выше 10 мг/дл – о фенилкетонурии. Клинические проявления фенилкетонурии возникают на 2-6 месяце жизни при отсутствии лечения. У ребенка появляется вялость, отсутствие интереса к окружающему, нередко- гипервозбудимость, «мышиный запах» пота и мочи. На втором десятилетии жизни развивается регресс моторного и психоречевого развития. С момента диагностики фенилкетонурии проводится медико-генетическое сопровождение семьи больного пациента.

Модуль 8. «Ведение пациента с фенилкетонурией на первом году жизни»

Аннотация

В модуле рассматривается классификация гиперфенилаланинемий и особенности ведения пациентов с различными ее формами. При выявлении на биохимическом скрининге гиперфенилаланинемии свыше 6 мг/дл ребенку назначается гипофенилаланиновая диета. Она заключается в исключении из рациона высокобелковых продуктов с восполнением недостающего количества белка специализированными аминокислотными смесями. При умеренной гиперфенилаланинемии дополнительно может быть назначена кофакторная терапия сапроптерином. Основным критерием успешности терапии фенилкетонурии является уровень фенилаланина в крови от 2 до 6 мг/дл. На первом году жизни ребенку с гиперфенилаланинемией проводится молекулярно-генетическое исследование, комплекс амбулаторного обследования, продолжается наблюдение врачом-генетиком.

Модуль 9. «Взросление пациента с фенилкетонурией»

Аннотация

В модуле рассматриваются особенности физического и интеллектуального развития подростка и взрослого с фенилкетонурий, алгоритм ведения пациентов этого возраста. Актуальность строгого соблюдения диетотерапии сохраняется в детском и подростковом возрасте. На плановых консультациях врача-генетика корректируется пищевой рацион пациента в зависимости от результатов анализа на уровень гиперфенилаланинемии. Уровень фенилаланина до 6 мг/дл в возрасте до 12 лет и до 10 мг/дл для старших позволяет сохранить удовлетворительное нейрокогнитивное и физическое развитие. Пациент продолжает наблюдаться в медико-генетическом центре, при необходимости привлекаются узкие специалисты, диетологи, медицинские психологи. Важным мероприятием на этапе взросления является обучение родителей и самого пациента тактике сохранения своего здоровья.

Модуль 10. «Проблемы взрослого пациента с фенилкетонурией»

Аннотация

В модуле рассматриваются особенности ведения взрослого пациента с фенилкетонурией. Одной из проблем взрослого пациента является «материнская фенилкетонурия» – влияние заболевания матери на развивающийся плод. Вследствие высокой уязвимости развивающегося плода для гиперфенилаланинемии, беременная с фенилкетонурией должна соблюдать строгую диету с достижением уровня фенилаланина от 2 до 4 мг/дл. В случае несоблюдения этих рекомендаций многократно повышается риск развития врожденных пороков развития у ребенка, а также задержки умственного и физического развития. Взрослым с фенилкетонурией также рекомендовано пожизненное соблюдение диеты, позволяющее сохранять достаточный когнитивный потенциал. Зарегистрированный препарат фермент-заместительной терапии пегвалиаза может быть использован в тех случаях, когда стандартная диетотерапия не позволяет достичь целевого уровня фенилаланина.

Модуль 11. «Генетика фенилкетонурии – профилактика рождения больного ребенка»

Аннотация

В модуле рассматриваются генетические аспекты Фенилкетонурии – одного из самых распространенных аутосомно-рецессивных заболеваний: причины, диагностика, возможности профилактики рождения больного ребенка. Частота носительства патогенной мутации превышает 1/50, что объясняет необходимость профилактических мероприятий рождения больного ребенка. На первом этапе профилактики важное значение имеет преконцепционное обследование, консультирование. Выявление носителей мутации гена PAH позволяет определить группы риска с высоким риском рождения больного ребенка. Следующим этапом является пренатальная (в некоторых случаях – предимплантационная) генетическая диагностика. Одним из самых перспективных методов современной пренатальной генетической диагностики является НИПТ моногенных заболеваний. Проведение НИПТ имеет определенные преимущества и ограничения, которые необходимо учитывать при планировании профилактики рождения больного ребенка. С учетом современного развития технологии ВРТ, профилактика фенилкетонурии получает новый стимул развития и новые возможности.

Модуль 12. «Генная терапия фенилкетонурии»

Аннотация

Модуль Лимаревой Л.В. «Генотерапия фенилкетонурии» содержит информацию об основных генно-терапевтических подходах к лечению наследственных заболеваний в целом и к лечению фенилкетонурии (экспериментальные исследования) в частности. Описаны виды, цели и методические подходы генной терапии, способы доставки генов и генетических конструкций в клетки, преимущества и недостатки различных носителей (векторов), рассмотрена технология CRISPR/Cas9, основанная на применении механизмов иммунной защиты бактерий. Дано описание гена фенилаланингидроксилазы, кодирующего фермент, со снижением активности которого связывают развитие фенилкетонурии. Представлена информация об удачном опыте ученых из Швейцарии, применивших генную терапию для лечения фенилкетонурии в эксперименте на мышах.

Отзывы слушателей

Образовательный трек представлен в дистанционном формате (активен в течение месяца). Прохождение (в т. ч. функции повтора и пересмотра) возможно в любое время.

Трек включает в себя 12 образовательных модулей — лекции, клинические разборы, обучающие видео и проверку компетенций.